Дешевле двух баков бензина
Поскольку бюджетный сегмент вызывает не меньший интерес, чем топовые продукты, решил сделать отчёт ещё по одной доступной акустике, которая побывала у меня в лаборатории и не оплошала. Oris FT-165 стоит меньше, чем два полных бака бензина и точно не обременит семейный бюджет. Как всегда, постараюсь разобраться, как она работает и, главное, под какие запросы подойдёт лучше всего.
В линейке Oris Electronics эта модель появилась совсем недавно и продаётся по цене 3500 рублей. Многие уловят внешнее сходство с моделями других производителей, но это нормально. В младшем ценовом сегменте всё определяют мелочи – порой незаметные глазу детали меняют многое.
КОНСТРУКЦИЯ
Первое впечатление положительное – исполнение аккуратное. Без лишних украшательств, корзины с качественным порошковым покрытием, на магнитах защитные кожухи. Опрятно, и нет ощущения, что держишь в руках дешёвый продукт.
Диффузоры – из целлюлозы с полимерным покрытием лицевой стороны. Как потом показали измерения, довольно лёгкие.
Подвесы – полиуретановые. Откровенно говоря, мне такие не очень нравятся, в морозы желательно не включать динамики на полную катушку, не прогрев салон – можно порвать. Но в бюджетной акустике это частое решение, а сдуру, как говорится, сломать можно что угодно.
С тыльной стороны – более привычная целлюлозная фактура.
Подводящие закреплены не на конусе диффузора (как это чаще всего делают), а на его стыке с катушкой. Больше длина – меньше вероятность, что отломятся. Диффузора не касаются даже при большом ходе, так что звона можно не ждать.
Для интереса снял кожух с мотора. Кстати, визуально он его почти не увеличивает, обычно кожухом стараются придать динамику эдакую внешнюю брутальность. Диаметр магнита составляет 80 мм.
В комплект входят грили. Ячейки крупные, это можно рассматривать как плюс.
Твитеры – тканевые, с диаметром купола 25 мм. Монтажная глубина небольшая, во многих случаях их можно врезать в стойку или уголки зеркал даже без «лепки» сложных подиумов.
По умолчанию они идут в чашках для врезного монтажа, но в комплекте есть и для наружного. В принципе, тоже компактные.
Твитеры подключаются через фильтры верхних частот параллельно мидбасовым динамикам. Сами мидбасовые динамики при этом подключаются к выходам головного устройства напрямую, без фильтров.
Использованы фильтры второго порядка, в каждом корпусе – по конденсатору и катушке индуктивности. Как они работают, покажут измерения.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Если коротко, то нормальный бюджетный динамик. Сначала немного формальных цифр, потом будет их разбор:
Измеренные параметры Oris FT-165:
- Fs (собственная резонансная частота) – 67 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11,8 л
- Qms (механическая добротность) – 4,38
- Qes (электрическая добротность) – 1,14
- Qts (полная добротность) – 0,90
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 11,7 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 3,9 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,0 дБ
Магнитная система не самая сильная. Возможно, покажется странным, но здесь это в каком-то смысле оборачивается достоинством. За счёт повышенной добротности (мотор не слишком старательно тормозит движение диффузора на резонансной частоте) получается небольшой горб на АЧХ в басовой области. Иными словами, динамики хоть и не умеют аудиофильски прорабатывать структуру баса, но зато этого баса дают много, и на какой-нибудь несложной танцевальной музыке получается хороший, увесистый удар. Собственно, измерение АЧХ это подтверждает:
Другая особенность – у динамика нет особых проблем на верхнем краю своего частотного диапазона, где он должен «передавать эстафету» твитеру. Тут тоже немного поясню.
При работе динамика в диффузоре неизбежно появляются механические напряжения, которые часто приводят к появлению в звуке так называемых «изгибных мод». Проще говоря, призвуков. В случае с Oris FT-165 диффузор получился удачно задемпфированным, т. е. эти призвуки эффективно гасятся, и с повышением частоты АЧХ просто плавно спадает. Это, к слову, одна из причин, почему не потребовалось усложнять кроссовер.
В районе 1,5 кГц есть лёгкая неравномерность фазы излучения (излучение как бы начинает запаздывать на этих частотах, попутно вызывая провал на АЧХ). Это, с большой вероятностью, резонанс в подвесах динамика (скорее всего, в центрирующей шайбе), но с длительной разминкой он должен сгладиться.
С твитером всё в пределах разумного – никаких резких горбов и перепадов, так что можно ожидать, что в звучании не будет резкости или «свистливости». Собственно, что и подтвердилось при прослушивании, но об этом чуть дальше.
В мягком излучающем куполе есть намёки на резонансные колебания (обратите внимание, на графике фазы есть небольшая неравномерность в районе 7-9 кГц – излучение начинает чуть отставать по фазе), но они достаточно эффективно задемпфированы и в откровенное «ломание» купола это не превращается.
График искажений наглядно показывает, в каком диапазоне твитер может играть нормально. Более-менее заметный рост искажений начинается ниже 4 кГц. По этой части проверку прошли, для двухполоски подходят.
Собственно, вот так полосы стыкуются между собой. Мидбасовый динамик подключен напрямую, а твитер - через кроссовер (в данном случае – просто фильтр верхних частот).
В результате всё получается очень даже ровно, к таким характеристикам придраться сложно.
А ЧТО СО ЗВУЧАНИЕМ?
Любителям яркого и цыкающего звучания, возможно, есть смысл присмотреться к другим моделям. Oris понравится тем, кто предпочитает спокойный и уравновешенный характер звука. Акустика играет ровно, не кричит, не старается выделить свистящие звуки или звенеть. Твитер неплохо согласуется с мидбасовыми динамиками, нет ощущения, что верхние частоты «отслаиваются».
Как и ожидалось, субъективно акустика басовита. Подсовывать треки с аудиофильским басом не стал, для бюджетной акустики было бы снобством, но бодрая танцевальная музыка звучит уверенно, и это главное. В сабвуферные глубины не лезет, хотя басовый удар «мясной», а не как палкой по пеньку.
Каких-то особых требований к инсталляции динамики не предъявляют – для нормальной работы достаточно простой обработки дверей вибродемпфирующими материалами. Твитеры можно смело ставить в уголки зеркал или стойки. У них мягкий характер звучания, так что их желательно не разворачивать слишком сильно и не прятать под плотные штатные сетки – звук потеряет ясность. Как основной вариант, я бы выбрал их направление в центр противоположного бокового стекла.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ
Акустика изо всех сил старается казаться дороже – звучание ровное, без крикливости, отдельные звуки не выделяет, на нижних частотах звучит основательно. К минусам можно отнести не самую высокую чувствительность, но если нет задачи оглохнуть, то запаса громкости достаточно, это вам не «эстрада». Исполнение опрятное, без броского «китайского дизайна», даже чуточку строго. В общем, при цене как за пару баков бензина, вариант более чем приличный.