Элементарный апгрейд
Тест компонентных акустических систем Oris Type Integration (серия Element)
Приятно видеть, что Oris Electronics планомерно развивает линейку Element, которая позиционируется в сегмент доступного SQ. В прошлом году вышли удачные, на мой взгляд, модели Type 1, Type 2 и Type 3, в этом – недорогой, но прилично звучащий усилитель, а теперь – акустика, намеренно заточенная под апгрейд штатного аудио. Собственно, от этого и недвусмысленное Integration в названии.
Тут есть принципиальный момент – чтобы акустика хорошо подходила для замены штатных динамиков, важно не просто выдержать пару параметров и вложить в комплект крепежи для штатных мест, нужно смотреть на всю совокупность свойств. Посмотрим, как это получилось в данной модели.
И сразу для общего понимания. Цена комплекта Oris Type Integration на момент этого теста – 10000 рублей. Т. е. в модельной иерархии серии Element она находится где-то между Type 1 и Type 2, хотя лично я бы поставил её на одну ступень именно с последней.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Динамики собраны на тех же корзинах, что и Type 2 из той же серии Element. Да и в целом преемственность некоторых внешних элементов тоже очевидна.
Только если там диффузоры алюминиевые, то у Type Integration – из прессованной целлюлозы с матовым полимерным покрытием. Колпачки – из мягкого материала, верхние подвесы – резиновые.
С тыла прослеживается волокнистая структура бумажной пульпы. Как потом показали измерения, диффузор хорошо задемпфирован (тут свою роль сыграли и волокнистость, и двуслойность, и ещё кое-какие факторы). Как следствие, динамик не даёт резких выбросов на верхнем краю АЧХ, что позволило обойтись минимальным кроссовером в виде одного лишь ФВЧ для твитера. Но до измерений дойду чуть дальше.
Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм. Высота верхней шайбы магнитопровода (читай – высота магнитного зазора) – 6 мм. В зазоре постоянно находится около 1/3 намотки звуковой катушки – должно хорошо сказаться на контролируемости динамика усилителем.
Теперь твитеры. Они здесь с шёлковыми 25-миллиметровыми куполами. За счёт узкого фланца общие размеры получились пусть и не совсем мелкими, но всё же умеренными (для штатных мест это важно). Диаметр корпуса – 4,1 см, а по фланцу – 4,4 см.
Тыльная сторона намекает о наличии акустической камеры.
В комплекте идут универсальные кольца с «лапами» для штатных мест. Ну и плюс обычные чашки для наружного монтажа.
Кроссоверы свелись к компактным фильтрам для твитеров. Здесь это решение оправдано: характеристики динамиков позволяют обойтись таким минимумом, потом при измерениях увидите.
Несмотря на такую лаконичность, имеется возможность выбрать уровень твитеров, подключив их к соответствующим выходам – «0 дБ» или «+3 дБ».
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Параметры динамиков хорошо согласуются с их главной задачей – замена штатной акустики. Смотрите, во-первых, у них относительно лёгкая подвижка и вполне адекватные по своим силовым способностям моторы. Так что динамикам не нужно «вваливать мощи», чтобы их расшевелить, они отзывчивые. Чувствительность – пусть не как у «эстрады», но и далеко не низкая, для «апгрейдовой» акустики подходящая.
Во-вторых, динамики номинально не 4-омные, а 3-омные. При их подключении вместо штатных 4-омных усилитель слегка форсируется по мощности, но это посильная для него нагрузка (в отличие от 2-омной акустики, в которой импеданс обычно проседает заметно ниже).
Заявленные/фактические параметры Oris Type Integration:
- Fs (собственная резонансная частота) – 60 Гц / 62 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12,6 л / 12,3 л
- Qms (механическая добротность) – н. д. / 4,88
- Qes (электрическая добротность) – н. д. / 0,68
- Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,59
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 4,4 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – н. д. / 2,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – н. д. / 88,6 дБ
Теперь немного анализа самих динамиков. АЧХ достаточно ровная, так что необходимости городить сложный кроссовер действительно не было никакой необходимости, о чём упоминал выше.
Подвижки и подвесы вообще довольно удачно подобраны – ни единого существенного резонанса, который мог бы привести к фазовым набегам и отставаниям одних частотных составляющих относительно других. А это и есть основная причина «окрасов» звучания. И к слову, если вы не знали, то провалы и горбы на АЧХ от них же и появляются.
По искажениям – всё хорошо, рост на НЧ с понижением частоты плавный (сложностей с выбором саба не ожидается), да и в остальном диапазоне нет каких-то частот, которые динамики не любили бы.
Твитеры явно заточены на установку с небольшими разворотами: самая ровная АЧХ у них получается как раз под небольшим углом. Из примечательных моментов – отсутствие спада на ВЧ, характерного для многих шёлковых излучателей.
При этом и сами купола не ломает – фазовая характеристика в рабочем диапазоне достаточно ровная, без резких ступенек.
С понижением частоты искажения растут плавно, так что если решите использовать акустику в поканалке, в стыковке твитеров с НЧ/СЧ звеном есть некоторая свобода. В разумных пределах, конечно. От 3,5-4 кГц с крутизной 12 дБ/октава будут работать уже нормально, хотя мидбасовое звено позволяет настраивать стык и выше, немного «разгружая» тем самым твитеры.
При включении через кроссовер никаких критичных просадок импеданса не наблюдается. Акустически полосы стыкуются где-то в районе 5-6 кГц. Вернее, если вспомнить, что мидбасовые динамики после установки видны под углом (а любые 6,5-дюймовые динамики неизбежно начинают проявлять направленность выше 2 кГц), то по факту в автомобиле стыковка получится даже чуть ниже – в районе 4-5 кГц.
А ЧТО ПО ЗВУКУ?
Как проводилась оценка на слух. Динамики, как всегда, ставил в боксы с разворотом почти друг на друга, чтобы приблизить условия их работы к автомобильным. Твитеры – на уровне глаз с возможностью оперативно менять направление. Основное прослушивание – в ближнем поле, т. е. на расстоянии не больше 1,5 метров.
Выбор направления и варианта подключения твитеров. Первое, что сходу обратило внимание – твитеры не притягивают к себе отдельные звуки, даже будучи направленными почти «в лоб». Лёгкие развороты почти не меняют характер верхов, так что можете ставить их почти как душе угодно (ну или как позволяют штатные места).
При подключении к клеммам кроссовера «0 дБ» оптимальной будет классическая ориентация в центр салона. Максимум – с разворотами друг на друга. Если твитеры подключить к клеммам «+3 дБ», верхов становится много, но это необходимый вариант, если они упрятаны под плотные штатные сетки или в штатные места панели с направлением вверх, на отражение от стекла.
Дополнительный момент, на который нужно обратить внимание – полярность подключения твитеров. Из-за отражений и разного взаимного расположения с НЧ/СЧ динамиками в салонах разных автомобилей может оказаться, что самое слитное звучание получится при подключении в обратной полярности. Это нормально. В данном случае важна не электрическая фаза, а акустическая. Просто обратите внимание на то, как звучат верха – нужно, чтобы они не «отслаивались» от музыки, а звучали цельно. Выберите на слух лучший вариант подключения.
Какого ожидать характера звучания. Звучание на верхах без звона и лишней «псевдовоздушности», но и замыленности тоже не замечено – для акустики этой ценовой категории послезвучия всяких тарелочек-бубенчиков тянутся долго, не гаснут сразу после удара.
Наиболее информативный диапазон СЧ – ровный, без выкрикивания отдельных нот и явного акцента каких-то диапазонов. Это во многом объясняется ровной АЧХ, но в большей степени – спокойной фазовой характеристикой, когда нет набегов и отставаний одних частотных составляющих относительно других (ровная форма АЧХ – это на самом деле уже следствие).
На басе обошлось без лишнего акцентирования и «утяжеления» звука, хотя на треках, где есть именно глубокий бас, он не теряется. Чрезмерной жёсткости и ударности нет, хотя фактура басовых прорабатывается старательно. Тут, правда, многое ещё и от подготовки дверей будет зависеть, но главное, что сами динамики при сохранении основательности звучания к гудению в принципе не склонны.
На самом деле достаточно универсальная акустика, которую можно использовать и для простого апгрейда штаток, и для более продвинутого – с добавлением, например, процессорного усилителя. По части параметров и характеристик, да и в части конструктива тоже – подходит под любые применения.
По характеру звука понравится тем, кто ищет «золотую середину» – без звонкости, характерной для «эстрады», но и без ухода в «тёмный» саунд. Можно сказать, что они в этом смысле нейтральные.
Внизу звучат основательно, каких-то особых ограничений по выбору сабвуфера нет. Если вы предпочитаете более «быстрый» и плотный бас, смотрите в сторону 10-дюймовых моделей, а если важнее глубина, выбирайте 12-дюймовую (за исключением совсем уж откровенных «насосов»), состыковать с этой акустикой можно будет и тот, и другой.
- Подходят для простого или продвинутого апгрейда штаток
- Линейные амплитудные и фазовые характеристики
- Свобода в выборе способа установки и направления твитеров
- Лаконичные кроссоверы просты в установке
- Кольца для установки твитеров в штатные места уже в комплекте
Недостатки
- В этот раз обошлось без критичных минусов