Ещё один шаг в SQ
Эта акустика вышла в продажу совсем недавно, хотя подготовка к её производству, так уж вышло, длилась больше двух лет. Не стану скромничать, я помогал в этом компании и долгое время сам катаюсь с рабочими прототипами мидбасовых динамиков из этого комплекта – вот как-то сразу они запали в душу. За это время в конструкцию были внесены кое-какие изменения, были разработаны кроссоверы для пассивных двухполосок (тоже со своими хитростями, как и в Type 2), и вот наконец-то в лабораторию на изучение приехал уже готовый продукт.
Просто для информации, Type 3 – это на сегодняшний день верхняя модель в линейке Oris Element, нацеленной на SQ-системы (да, Oris Electronics всерьёз взялись за сегмент доступного SQ, и лично я это только приветствую). Изначально задумано, что у каждой модели своё применение и своя целевая аудитория: Type 1 – хороший звук на каждый день за небольшие деньги. Type 2 – акустика повыше уровнем для ценителей ровного и комфортного саунда. Type 3 – для тех, кто далёк от лютого High End, но твёрдо нацелен построить систему с серьёзным звуковым потенциалом и не прочь поучаствовать в соревнованиях.
Цена двухполосного комплекта на момент теста – 18800 рублей. По своей идеологии ближайший конкурент Type 3 – это, пожалуй, Best Balance серии А. К слову, увидев похожие верхние подвесы и услышав про алюминий в диффузорах, «пилоты экспертно-скоростных диванов» уже назвали их копиями. Правда, диффузоры всё же другие, моторы – тоже, да и корзины разные. А так вообще один-в-один, ага. Короче, изучить есть что.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Итак, мидбасовые динамики носят свой индекс – Oris Element W3. Если что, их можно купить отдельно, на текущий момент цена за пару составляет 12400 рублей.
В отличие от моделей помладше – Type 2 и Type 1 – эти динамики собраны не на штамповке, а на литых корзинах. Сами корзины удачные – крепкие, с крупными онами. Моторы не самые мелкие, но проблем с перекрытием внутреннего пространства подиумов не возникнет.
Диффузоры, как отметил чуть выше, алюминиевые. Только в отличие от упомянутых Best Balance серии A они однослойные и, как показали измерения, чуть легче. Это ни хорошо, ни плохо, это просто немного другая концепция. Такие же конусы использованы и в Type 2, только тут жёсткий вогнутый центральный колпачок было решено заменить на мягкий выпуклый – он в определённой степени демпфирует характерный «алюминиевый» окрас звучания на верхней середине (это решение возникло почти сразу после анализа первых образцов).
Клеммные терминалы – под колечки или вилочки. Подводящие проводники имеют изгиб, исключающий касания тыльной стороны диффузора. За два года жёсткого молотилова этих динамиков в моей машине (вернее, их макетных прототипов) никаких проблем в этой части не выявлено.
Моторы на 1,2-дюймовых катушках заслуживают особого внимания, поскольку ломают устоявшиеся стереотипы. Вернее, в них удалось добиться тонкого баланса между количеством и качеством баса, причём способом, который не выглядит общепринятым в акустике этой ценовой категории. Но он сработал, и это факт.
Толщина верхней шайбы магнитопровода (и, соответственно, высота магнитного зазора) – 6 мм. При этом катушка выходит из зазора примерно по 2 мм с каждой стороны. В итоге получается лютый контроль, поскольку в зазоре находится около 60% намотки. Линейный ход, на первый взгляд, небольшой, но практика показала нехилые басовые возможности – лично у меня они долгое время были распущены в полную полосу, и недостатка в «мясе» вот как-то точно не было. Причём даже на приличной громкости звук не зажимается. Никаких диванных выводов, проверенный факт.
Твитеры в акустике Type 3 тоже носят свой модельный индекс – Element T3, и их тоже можно купить отдельно (на момент теста – 5400 рублей за пару). Купола – шёлковые, диаметром 25 мм.
Выполнены в алюминиевых корпусах под врезной монтаж. Глубина от посадочной плоскости – 15 мм, внешний диаметр – 51 мм.
Кроссоверы очень похожи на те, что используются в Type 2, но на деле они совсем другие. Иной производитель забабахал бы одинаковые кроссы на обе модели, ведь это было бы дешевле и проще. Признаюсь, я тоже пробовал сделать универсальные кроссоверы для Type 2 и Type 3, но нет, чтобы раскрыть полнее возможности динамиков, каждому комплекту акустики нужно своё сведение полос. Уважуха компании Oris за то, что не стали «экономить на спичках», и расставили приоритеты в пользу хорошего звучания.
Строго говоря, сама схема-то у кроссоверов Type 2 и Type 3 одинаковая, что позволило сэкономить хотя бы на корпусах и платах. А вот номиналы элементов подгонялись конкретно под динамики W3 и твитеры T3. Причём в мидбасовом звене тут тоже применена режекторная цепочка, «успокаивающая» пик АЧХ на верхней середине, характерный для тонкого и жёсткого алюминиевого диффузора. Чуть дальше измерения наглядно покажут, как это работает.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Как-то у меня возникла дискуссия с одним из любителей автозвука, который лишь по одному параметру добротности ванговал – будет ли акустика басовитой или нет. На самом деле факторов влияния сильно больше, чем кажется на первый взгляд. В данном случае добротность Qts действительно выглядит не совсем дверной, но… масса подвижки тоже не как у эстрадных динамиков, подвесы сравнительно мягкие, так что динамики уверенно забираются вниз по частоте. На деле получился удачный баланс, позволяющий динамикам выдавать вполне точный и артикулированный бас без существенной потери отдачи.
Измеренные параметры Oris Element W3:
- Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 12,8 л
- Qms (механическая добротность) – 3,28
- Qes (электрическая добротность) – 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,52
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,3 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,3 дБ
Динамики имеют достаточно ровную АЧХ вплоть до 3-4 кГц. Выше – ожидаемый подъём АЧХ, характерный для тонких и жёстких диффузоров. У первых образцов, кстати, он был злее, но его во многом удалось снизить заменой жёстких центральных колпачков мягкими резиновыми. А остатки потом добить кроссовером, но о работе кроссовера скажу чуть дальше.
Диффузор, кстати, не ломает, существенных резонансов в подвесах тоже нет. Более-менее заметны лишь остатки «размазанного» и не слишком значимого резонанса в центрирующей шайбе в районе 400 Гц. К слову, у исходных образцов он был заметней.
Искажения равномерны по частотному диапазону, а самое главное, что с понижением частоты КГИ не растёт, как это часто бывает. Вот вам и наглядный пруф контролируемости динамика усилителем.
Шёлковые твитеры T3 довольно удачные – АЧХ ровная уже от 2-3 кГц. Конечно, это не значит, что их можно отпускать работать от этой частоты, но в настройке они очень предсказуемы.
Купола практически не ломает, небольшой фазовый перепад есть в районе 10-12 кГц, но он не настолько велик, чтобы испортить АЧХ и заметно повлиять на звучание. Скорее, это так, придирки на общем фоне хорошей линейности в рабочем диапазоне.
Теперь наглядно о том, как настраивать ФВЧ твитеров (для тех, кто будет использовать их в поканалке). Они достаточно выносливые, рост искажений начинается лишь ниже 2 кГц, так что настройку ФВЧ можно начинать примерно от 3 кГц и выше (для определённости, 12 дБ/октава). Хотя, как по мне, лучше не опускать её ниже 3,5-4 кГц – твитерам в этом случае работается полегче.
Ну и вот так стыкуют полосы пассивные кроссоверы, которые, признаюсь, попили немало крови, пока я над ними трудился. Обратите внимание, режекторной цепочкой удалось избавиться от того самого пика выше 5 кГц, а твитер «подвести» к ним так, чтобы ВЧ не «отслаивались» и звучали слитно. Кому интересно, кроссовер разрабатывался поэтапно: сначала снятие характеристик динамиков в Audiomatica Clio и предварительное моделирование кроссов в VituixCAD, потом живое макетирование с инструментальным контролем АЧХ и доводка с обязательным контролем результата на слух... В общем, не просто на бумажке по паре формул прикинуть.
Для усилителя двухполоска тяжёлой нагрузкой не станет, импеданс нигде особо не проседает.
А ЧТО ПО ЗВУКУ?
Наверное, было бы некорректно расписывать звучание акустики, которого сам же и добивался. Поэтому, как и для Type 2, просто обозначу задачи, которые решались при разработке кроссовера, и некоторые впечатления от использования мидбасовых динамиков W3 (вернее, их «макетных» прототипов, но сути это не меняет) в своей системе.
Характер мидбасовых динамиков
Скажу честно, в своё время они зацепили меня как раз своими низкочастотными возможностями, за что и были оставлены в системе. Не в том смысле, что баса много, они как раз не дают той жирной гипертрофированной тяжести, которую часто принимают за басовитость. Зацепило, что они не гудят и играют достаточно точно и разборчиво. И, что важно, при повышении громкости не размазывают звук вязкой кашей, а начинает «по-концертному» толкать в грудь.
Вниз динамики забираются уверенно. Долгое время я ездил вообще без сабвуфера, распустив мидбасы в полную полосу, и обратил внимание, что они позволяли пошалить с эквалайзером – я поднимал параметриком 60 Гц в широкой полосе, и динамики стойко это выдерживали, не устраивая истеричные пляски диффузоров. В итоге получалось сочетание – бас есть, его достаточно (можно даже сделать много), но не за счёт «ожирения», а именно с сохранением упругости и артикуляции. Сейчас, кстати, когда я вернул саб на место, они подрезаны ФВЧ всего на 45 Гц с крутизной 12 дБ/октава – справляются.
Про стыковку полос
Теперь что касается стыковки полос. В пассивном кроссовере применена режекторная цепочка, которая «успокаивает» характерный пик АЧХ выше 5 кГц. Как результат, звучание в этой области лишено неестественной яркости и жёсткости, но не стало слишком томным и осталось достаточно ясным. Если будете строить поканалку, тоже учтите эту особенность динамиков при настройке.
Например, если поискать настройку ФНЧ в мидбасовом звене в районе 2,5-4 кГц (возьмём для определённости 12 дБ/октава, хотя тут тоже есть поле для экспериментов), это чуть приопустит подъём АЧХ в этой области, и по факту динамики будут доигрывать выше. Так что настраивать ФВЧ твитера близко к этой же частоте уже нет необходимости, оптимум можно поискать чуть выше, в районе 4-5 кГц, и тоже поиграться с крутизной фильтров. То есть, формально мы вроде бы разводим полосы, но акустически это даёт как раз более равномерную стыковку.
И да, большинство процессоров сегодня позволяют включать разные типы фильтров – Баттерворт, Бессель, Линквиц-Райли… От этого звучание тоже зависит очень сильно. Используйте этот инструмент, не пренебрегайте им.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ
Type 3 разрабатывался с таким приоритетом – получить максимально (насколько это возможно в заданном ценовом диапазоне) ясное звучание с высокой детальностью и точным, артикулированным басовым диапазоном. Считаю, это получилось, и лично мне не стыдно за результат своей части работы. Не стану называть Type 3 абсолютным High End, но в своём ценовом диапазоне акустика имеет все шансы дать жару очень многим конкурентам.
Достоинства
- Для поканалки все компоненты можно приобрести раздельно
- Хорошая контролируемость усилителем, низкие искажения на НЧ
- Высокая перегрузочная способность
- Можно смело использовать в SQ-системах, включая соревновательные
Недостатки
- Может не зайти тем, кто привык к гипертрофированному, жирному басу