Гештальд для акустики
У многих, кто склонен к «брендовщине» и «шильдикопоклонству», имя Oris пока мало ассоциируется с SQ тематикой. А меж тем компания всерьёз взяла курс на «доступное Sound Quality» и вывела модели с такой концепцией в отдельную линейку Element. Недавно я рассказывал о двухполоске Element Type 3, которая замахнулась на вполне себе серьёзный уровень. Однако в этом сегменте строятся не только двух-, но и трёхполосные системы, так что СЧ динамики в компанию к ним просились очень настойчиво. Теперь можно сказать, что гештальт в этой части закрыт – можно собрать систему практически в любой конфигурации.
Итак, сегодня в лаборатории 3,5-дюймовые среднечастотники Element M3. В отличие от моделей акустики Type 2 и Type 3, к разработке которых я немного приложил руку, тут мой вклад ограничился лишь отбором предложенных прототипов, так что сегодняшний тест в некоторым смысле можно считать «выходным контролем» серийных динамиков.
И сразу для информации – на текущий момент «серединки» Element M3 продаются по цене 9400 рублей за пару. Если учесть их возможности, вполне адекватно.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Собраны динамики на литых алюминиевых корзинах. По дизайну, кстати, перекликаются с мидбасовыми динамиками Element W3 (они входят в комплект Type 3).
Диффузоры выполнены из алюминия. Центральная фазовыравнивающая «пуля» – тоже алюминиевая, жёстко закреплена на керне.
Диффузор однослойный и достаточно лёгкий – потом на измерении это увидите. Мягкий резиновый подвес подклеен к нему с тыльной стороны.
Звуковая катушка намотана медным проводом на алюминиевом каркасе диаметром 20 мм (0,8 дюйма). Подводящие уходят от клемм непосредственно на каркас катушки.
Но оставлю «диванные войска» в покое, к работе динамиков внешняя похожесть не имеет никакого отношения. Лучше перейду к делу.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Первым делом – импеданс и электромеханические параметры. График намекает на присутствие в моторе кольца Фарадея – оно «компенсирует» индуктивность звуковой катушки, и импеданс с повышением частоты почти не растёт. Усилитель будет «видеть» такую нагрузку почти как резистивную, что уменьшает интермодуляционные искажения на СЧ и ВЧ. Собственно, что нам для «серединок» и нужно.
Измеренные параметры Oris Element M3:
- Fs (собственная резонансная частота) – 82 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 1,9 л
- Qms (механическая добротность) – 3,71
- Qes (электрическая добротность) – 0,76
- Qts (полная добротность) – 0,63
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 2,5 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,5 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,4 дБ
Коротко пробегусь параметрам. Резонанс достаточно низкий для 3,5-дюймового динамика, но не за счёт тяжёлой подвижки (тут она как раз лёгкая), а за счёт мягкого подвеса. Вместе с добротностью, близкой к оптимальной «фриэйрной» это обещает способность неплохо забираться вниз по частоте. Что, в принципе, потом и в деле подтвердилось. Правда, обратная сторона этого достоинства – динамик не терпит установки в тесные корпуса.
Очень мягкие подвесы (Vas почти 2 литра – это немало для 3,5-дюймового динамика) обещают отзывчивость к слабым изменениям сигнала. С детальностью в СЧ диапазоне у M3 действительно всё хорошо, а учитывая малый вес подвижки (параметр Mms всего 2,5 грамма) динамик оказался способным забираться по частоте высоко вверх и работать почти как широкополосник:
Что понравилось, так это редкая линейность АЧХ в довольно широкой полосе, начиная уже от сотни Герц. Резонансов в подвесах практически никаких, до 5-6 кГц фазовая характеристика тоже достаточно ровная:
Перевожу на простой язык – линейность фазовой характеристики означает, что ни одна частотная составляющая сигнала не «набегает» и не «отстаёт». Это залог живого и естественного звучания в этом диапазоне. Да и выше по частоте фазовые колебания совсем невелики и обусловлены в основном тем, что длины волн становятся сопоставимыми с размерами самого динамика (а что вы хотели, физику не обмануть).
Теперь к анализу искажений. График КГИ достаточно равномерный, никаких выбросов на отдельных частотах или резкого роста с понижением частоты и приближении к резонансной Fs. Это говорит о хорошей контролируемости динамика усилителем и, опять же, обещает хорошо сказаться на звучании.
КАК ГОТОВИТЬ И КАКОГО ЗВУЧАНИЯ ОЖИДАТЬ?
Во-первых, M3 раскрывают свои возможности, только когда свободно «дышат». Я их пробовал в своих тестовых 2-литровых корпусах, и так они звучали вполне прилично. А вот при зажатии в более тесные объёмы, они не только теряли способность играть низко, но и на СЧ грубели, появлялась какая-то резкость. Так что не зажимаем их – и всё будет играть как надо.
Во-вторых, динамики уверенно чувствуют себя внизу. Загонять их в бас, понятное дело, не нужно: 3,5-дюймовый калибр к этому не располагает. Но нижнюю середину они играют на редкость уверенно, и настраивать ФВЧ можно смело хоть от 200-250 Гц. Вернитесь к графику искажений и обратите внимание – динамики с понижением частоты ведут себя спокойно и бунтовать не начинают.
В-третьих, я неспроста каждый раз так топлю за фазовую линейность – в СЧ диапазоне M3 звучат вот просто кайфово. Когда ни одна частотная составляющая не «набегает» на другую и не отстаёт, на слух такой саунд ложится очень естественно.
В-четвёртых, динамики забираются высоко вверх. На роль широкополосников не претендуют, но на слух каких-то значимых артефактов на ВЧ не имеют – не шепелявят, не цыкают, не песочат. Так что свобода настройки стыка с твитерами ничем особо не ограничена. Оптимум я бы искал в районе 4-6 кГц: именно до этой границы динамики показывают наилучшую линейность АЧХ и ФЧХ.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ
Весьма удачные серединки: стоят умеренно, но по своим возможностям достойны систем классом повыше. В отведённом им СЧ диапазоне показывают редкую линейность характеристик. Динамика звучания – на уровне, тембрально достаточно нейтральны. Хорошо чувствуют себя на нижней середине и чуть ли не в бас пытаются забраться (пускать их туда, конечно, не нужно, но ФВЧ можно настраивать хоть от 200-250 Гц). Вверху тоже почти широкополосниками пытаются прикинуться.
По большому счёту, придраться можно лишь к нетерпимости тесных корпусов, хотя это и в лютом High End сплошь и рядом встречается (особенно почему-то у итальянцев). Так что это не столько недостаток, сколько просто особенность. В общем, рекомендую обратить на Element M3 внимание.
Достоинства
- Подрезать снизу при стыковке с НЧ динамиками можно достаточно низко
- Забираются высоко по частоте – дают свободу при стыковке с твитерами
- Редкая линейность АЧХ и ФЧХ в диапазоне от 100-150 Гц и до 5-6 кГц
- Отсутствие характерного «алюминиевого» окраса звучания
Недостатки
- Не любят тесных объёмов
- В комплекте нет защитных грилей