Калибры и моторы
Тест эстрадных динамиков Oris EX-65, EX-80 и EX-65NEO
Сегодня в лаборатории не слишком частый гость – эстрадные динамики. Линейка Oris EX задумывалась как среднечастотники для SQL (именно так, чтоб с хорошей чувствительностью, но без звенючей крикливости, а с ровной АЧХ в отведённом им диапазоне). Забегая вперёд, это вроде получилось, и больше того, кое-что даже для домашки можно использовать. Какая модель в какие инсталлы подходит, и что нужно учитывать при настройке систем – это и буду выяснять. В общем, держите полный разбор серии.
Итак, в лаборатории три модели с индексом EX. Для ориентира сразу указываю цены, актуальные на момент теста:
Oris EX-65 (6,5 дюймов, феррит) – 3700 рублей за пару
Oris EX-80 (8 дюймов, феррит) – 4900 рублей за пару
Oris EX-65NEO (6,5 дюймов, неодим) – 7000 рублей за пару
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОРОТКО О КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
Oris EX-65. Это «базовая» модель в серии, но, по секрету, лично мне эти динамики понравились чуть ли не больше остальных, потом на измерениях увидите, почему. Внешне вроде типичная «эстрада», но, как всегда, всё решают мелочи, скрытые от глаз.
Сходу обращает внимание материал диффузоров. Это целлюлозный композит, но с волокнистыми включениями, которые играют армирующую и одновременно демпфирующую роль. Забегая вперёд, это принесло свои плоды – диффузоры хоть и лёгкие, но прилично задемпфированы, призвуки материала почти полностью отсутствуют.
Конусы диффузоров имеют криволинейную образующую. Это придаёт им конструктивную жёсткость – механические напряжения распределяются более равномерно, а значит, опять же, меньше изгибных призвуков.
Звуковая катушка – диаметром 1 дюйм (25 мм). Оптимальный калибр, когда для динамика в небольшой цене нужно получить максимальную плотность магнитного потока в зазоре. Хотя, буду откровенен, магнитная система тут не такая уж и маленькая, и мотор получился довольно сильным.
Oris EX-80. Эти 8-дюймовые динамики близки по конструкции к 6,5-дюймовым, однако с ними не унифицированы: моторы хоть тоже на феррите, но другие.
Конусы имеют интересную образующую: в центре она криволинейная, а ближе к внешней части – почти прямая. Как это скажется на жёсткости – посмотрим на измерениях. Материал – та же целлюлоза с армирующими волокнами.
Звуковая катушка у EX-80 увеличена до 1,25 дюйма (32 мм). Собственно, это и обусловило применение иного, более крупного магнита.
Oris EX-65NEO. Динамик создан на базе «ферритового» EX-65, но это касается лишь его верхней части – корзины и диффузора. Всё остальное – другое. Моторы построены на неодимовых магнитах, а калибр катушки увеличен до 1,5 дюймов (можно «вливать» в динамик больше мощности без печальных последствий).
Динамики довольно лёгкие и имеют меньшую установочную глубину. Т. е. что имеем: силовой запас у NEO возрос, но не в ущерб удобству установки, а даже наоборот – динамик стал удобней. Но и цена возросла, тут уж никуда не деться.
Материал диффузора – всё тот же целлюлозный композит с армирующими волокнистыми включениями в пульпу. Отличия от «базового» EX-65 – в более крупном колпачке по диаметру звуковой катушки.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Первым делом, электромеханические параметры (ну или, если вам так привычней, параметры Тиля-Смолла). Для начала циферки, чуть дальше сделаю их разбор:
Заявленные/фактические параметры Oris EX-65:
- Fs (собственная резонансная частота) – 95 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 9,9 л
- Qms (механическая добротность) – 5,58
- Qes (электрическая добротность) – 0,51
- Qts (полная добротность) – 0,47
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 6,9 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,0 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 94,3 дБ
Заявленные/фактические параметры Oris EX-80:
- Fs (собственная резонансная частота) – 72 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 24 л
- Qms (механическая добротность) – 5,23
- Qes (электрическая добротность) – 0,42
- Qts (полная добротность) – 0,39
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 95,3 дБ
Заявленные/фактические параметры Oris EX-65NEO:
- Fs (собственная резонансная частота) – 100 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 6,3 л
- Qms (механическая добротность) – 3,69
- Qes (электрическая добротность) – 0,43
- Qts (полная добротность) – 0,39
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,6 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,6 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 94,5 дБ
Итак, разбор параметров. Как у любой (за редким исключением) эстрады, имеем лёгкие подвижные системы. Но в данном случае это не привело к росту резонансных частот у всех трёх моделей, поскольку центрирующие шайбы относительно мягкие – параметры Vas выше, чем у типичных громких среднечастотников.
При этом разбалтывания диффузоров можно не бояться: моторы достаточно сильные, и спокойно удерживают подвижки от превышения хода (понятное дело, если сдури не распускать их совсем уж в полную полосу).
В итоге имеем сочетание: лёгкие диффузоры (да и в целом подвижные системы), мягкие (относительно) шайбы и сильные моторы. Это дало значительный прирост чувствительности. Напомню, в измеренных параметрах я всегда указываю опорные значения, т. е. реальные, а не те, что указывают некоторые производители с учётом горбов АЧХ.
Проще говоря, динамики не просто громко выкрикивают отдельные ноты, а действительно имеют приличную отдачу во всём отведённом им частотном диапазоне.
ИЗМЕРЕНИЕ И АНАЛИЗ АЧХ ДИНАМИКОВ
Главная проблема высокочувствительных динамиков – уже упомянутые дикие горбы на АЧХ. И вот тут серия EX приятно удивила, причём больше всего понравились как раз «базовые» EX-65 – график от 200 Гц и до самого верха плавный, без резких «эверестов» и «марианских впадин»:
У 8-дюймовых EX-80 неравномерность чуть больше, но ненамного. Да и вообще, диффузор ведёт себя вполне прилично для столь крупного и тонкого бумажного «лопуха».
«Неодимовый» EX-65NEO тоже чуть уступает «ферритовому», но до сильной болтанки АЧХ дело ещё не доходит. Разница обусловлена не столько поведением диффузора, сколько иной геометрией колпачка.
АНАЛИЗ ВОЗНИКАЮЩИХ В ДИНАМИКАХ РЕЗОНАНСОВ
Вообще, многое видно уже на АЧХ, но фазовые характеристики показывают нагляднее – резкие ступеньки на графиках означают «набеги» и «отставания» сигнала на определённых частотах.
И смотрите, у EX-65 с этим делом как раз всё хорошо – никаких сильных переломов фазы излучаемой волны, т. е. никаких сильных «торможений» в подвесе и «звона» в подвижных системах:
У 8-дюймового EX-80 есть лёгкий локальный резонанс в районе 500-600 Гц, но хорошо задемпфированный и, как следствие, не настолько сильный, чтобы что-то испортить. Да и выше по частоте – так, локальные возмущения, не более того.
«Неодимовый» EX-65NEO, как и ожидалось, во многом повторяет в этом смысле «ферритовый» EX-65. Всякие мелочи – не в счёт.
ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗ РАБОТЫ СОБСТВЕННЫХ ИСКАЖЕНИЙ ДИНАМИКОВ
Причин искажений бывает множество, и если вы подадите на акустику клиппированный сигнал или шарахнете в неё сигнал без подрезки снизу по частоте, то, понятное дело, чистого звука не будет. А вот собственные искажения – другое дело, они показывают, на что в принципе способны динамики при нормальной установке и настройке. Измерялись при достаточно высокой громкости.
Тут обращу внимание на поведение динамиков на нижнем краю диапазона. Обычно при приближении к резонансной частоте искажения растут – моторы «отпускают» диффузоры болтаться, теряя контроль. Здесь, судя по результатам, моторы жёстко держат подвижки, не давая уходить им «в разнос».
Кстати, если копаться в мелочах, то у «неодимового» EX-65NEO на НЧ вроде как чуть больше искажений, чем у «базового» EX-65, но в данном случае это не потеря контроля усилителем (мотор-то даже сильнее – BL выше), а, скорее, компактностью мотора – добиться линейности такого мотора в принципе сложнее. Но это так, копание в мелочах, КГИ в любом случае очень низкий у всех трёх моделей.
ГЛАВНЫЕ ВЫВОДЫ. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРИИ EX
Что значит «громко»? Для многих понимание громкости сводится к сверлению ушей на одной частоте (ну нравится кому-то искать ту самую «коричневую ноту», да и фиг бы с ними). К SQL это точно не имеет никакого отношения.
Что имеем в случае с динамиками EX? Чувствительность – приличная (смотрим на опорное значение, а не маркетинговые циферки на коробках), т. е. динамики ни разу не тихие. Но посмотрите при этом на АЧХ – лишь лёгкие локальные колебания без сильных горбин и впадин. Вот это уже ближе к SQL, больше того, можно рассматривать EX-65 даже для домашки как СЧ звено.
В мидбасовую область динамики не лезут, так что одно из двух – или система должна быть 3-полосной (с отдельным мидбасовым звеном), или сабвуфер должен быть не «насосом», а уметь отрабатывать мидбасовую область (например, «прошные» короткоходы).
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. В КАКИЕ СИСТЕМЫ ВЫБИРАТЬ?
Oris EX-65. Вариант в СЧ звено SQL систем, когда бюджет не позволяет размахнуться с мощными усилителями. Моторы на 1-дюймовой катушке позволяют даже с обычными усилителями выжимать из акустики приличную громкость без роста искажений и, самое главное, получать ровную АЧХ на СЧ.
ORIS EX-80. Похожая по своим свойствам модель, но для тех случаев, когда предпочтительней использовать 8-дюймов.
ORIS EX-65NEO. Модель в той же концепции, но лучше подходит для систем с более мощными усилителями. Динамики заметно легче и компактнее «ферритовых» EX-65, при этом имеют увеличенные до 1,5 дюймов катушки, а значит, позволяют «вливать» в них больше мощности. И опять же, без крикливости, а с относительно ровной АЧХ в СЧ диапазоне.
Достоинства
- Высокая опорная (читай – реальная) чувствительность
- Ровные АЧХ в СЧ диапазоне без резких пиков и провалов
- Низкие собственные искажения и хорошая контролируемость
- Двойные терминалы подключения акустических кабелей
- Модель EX-65NEO лёгкая и имеет более компактный мотор
Недостатки
- Как и любые высокочувствительные СЧ динамики, неохотно забираются в мидбасовый диапазон