В поисках панча
Наконец-то производители начинают обращать внимание на главную проблему большинства "эстрадных" систем – мидбасовый диапазон. Вернее, его отсутствие, когда между среднечастотником и сабвуфером образуется огромный разрыв. На этот раз ко мне в лабораторию попали три 8-дюймовых "эстрадных" динамика, которые позиционируются именно как мидбасовые. Задача – оценить их возможности, а заодно и показать, почему добиться панча от "эстрады" не так-то просто.
Тест обещал получиться интересным, поскольку все три динамика принадлежат к одному бренду, но различаются по цене. Причём, даже беглое изучение показало, что это не маркетинговое разделение. С возрастанием цены динамики действительно получали более серьёзные элементы конструкции, что обещало сказаться и на их возможностях.
В тесте участвовали следующие модели (для корректности все три – в 4-омном исполнении):
- Oris PR-804 – самый доступный, на момент теста его цена 1500 рублей
- Oris GR-804 – средняя по цене модель, стоит 1950 рублей
- Oris AD-804 – модель постарше, она стоит уже 2600 рублей
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Для начала комплектация. Все три динамика идут с грилями. Младший PR-804 – с относительно простым стандартным, а вот GR-804 и AD-804 – с более серьёзными в стиле Rockford Fosgate. Впрочем, чего уж там, это и есть рокфродовские, поскольку заказ на производство динамиков размещён на той же фабрике в Малайзии.
Oris PR-804
Oris GR-804
Oris AD-804
Все три динамика построены на стальных корзинах. На средней и старшей моделях с нижней стороны фланца дополнительно предусмотрены по мягкому уплотнительному кольцу – мелочь, но которая на деле всегда оказывается очень полезной.
Oris PR-804
Oris GR-804
Oris AD-804
Но это всё внешние элементы, которые хоть и важны, но не столь существенны. А вот дальше – уже более критичные моменты, которые влияют непосредственно на работу динамиков. Во-первых, диффузоры. У всех трёх они целлюлозные, но составы материалов явно разные. Во-вторых, подвесы – они тоже неодинаковые.
У младшего PR-804 – трёхволновый подвес, который можно встретить во многих "эстрадных" динамиках. Он даёт относительно небольшую свободу диффузору, из чего можно сделать предварительный вывод – динамик, скорее всего, может работать как мидбасовый только на обычной громкости. Точно можно будет сказать после измерений и проверки в деле.
Oris PR-804
Oris PR-804
Модель постарше, GR-804, имеет похожий диффузор из целлюлозы средней плотности и более крупный колпак. А вот подвес отличается сильнее. Гофр уже двухволновый и допускает заметно больший ход диффузора. Конечно, ход зависит в большей степени ещё и от мотора, но механические пределы в любом случае у него уже соответствуют настоящему мидбасу.
Oris GR-804
Oris GR-804
Старшая модель AD-804 имеет самый жёсткий диффузор из всех трёх динамиков. Это уже более плотная целлюлоза с ламинацией лицевой части. Подвес похож на GR-804 и тоже мягкий и допускает большой ход диффузора, но гофр имеет несколько иные пропорции.
Oris AD-804
Oris AD-804
Теперь к магнитным системам. Первое, что обратило на себя внимание – разная толщина верхних шайб магнитопроводов у каждого из трёх динамиков. Это важно, разберу этот момент подробнее.
У младшего PR-804 толщина шайбы небольшая, как у большинства "эстрадных" среднечастотников или обычных мидбасовых динамиков начального уровня. Это значит, что у него небольшая высота магнитного зазора, и для получения в нём нужной плотности магнитного потока можно использовать магнит попроще. Это как раз и дало возможность снизить стоимость динамика.
С другой стороны, невысокий магнитный зазор означает, что даже если длина звуковой катушки сможет обеспечить динамику достаточный ход, линейным он будет лишь в относительно небольших пределах. Иными словами, подтверждается догадка, что в качестве мидбаса динамик может работать только на обычной умеренной громкости. А при значительном увеличении громкости придётся сильнее "подрезать" его снизу по частоте.
Oris PR-804
У GR-804 всё выглядит уже намного серьёзнее. Верхняя шайба магнитопровода заметно толще, чуть ли не как у сабвуферов начального уровня. Такая толщина вообще нетипична для большинства "эстрады", поскольку в этом случае магнитный поток "размазывается" по большей площади, что требует применения более дорогих магнитов. А значит, и динамики получаются дороже.
Однако достоинства оказываются весьма существенными. При соответствующей длине намотки звуковой катушки такой динамик действительно может работать с достаточным ходом и, что важно, хорошей линейностью. А это значит, он может быть мидбасом уже безо всяких оговорок насчёт громкости. Правда, добраться до катушки не представилось возможным, поэтому окончательные выводы придётся делать после испытания в деле.
Oris GR-804
Старшая модель AD-804 тоже имеет толстенную шайбу магнитопровода, только магнит здесь ещё крупнее. Собственно, поэтому динамик и получился ещё немного дороже.
Oris AD-804
ИЗМЕРЕНИЯ ORIS PR-804
Зависимость импеданса от частоты для Oris PR-804
Измеренные параметры Oris PR-804:
- Fs (собственная резонансная частота) – 97 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 6,8 л
- Qms (механическая добротность) – 8,19
- Qes (электрическая добротность) – 1,69
- Qts (полная добротность) – 1,4
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 20 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,4 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,8 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,4 дБ
Самая младшая модель больше похожа на традиционный мидбас, рассчитанный на умеренные уровни громкости. Резонансная частота на первый взгляд кажется высоковатой, но при такой добротности динамик субъективно оказался басовитым – за счёт неё получается небольшой подъём на нижнем краю диапазона, это хорошо видно на АЧХ.
АЧХ Oris PR-804 (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов) при работе в объёме 35 литров
ИЗМЕРЕНИЯ ORIS GR-804
Зависимость импеданса от частоты для Oris GR-804
Измеренные параметры Oris GR-804:
- Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 17,9 л
- Qms (механическая добротность) – 8,95
- Qes (электрическая добротность) – 0,40
- Qts (полная добротность) – 0,38
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,7 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,9 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,2 дБ
Средняя модель выглядит уже не такой простой. Резонансная частота здесь настоящая "мидбасовая", что выглядит многообещающе. Но вот реализовать возможности динамика – нужно ещё постараться. При обычной установке в дверь получится спад в басовой области, и динамик превратится просто в среднечастотный.
АЧХ Oris GR-804 (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов) ) при работе в объёме 35 литров
А вот с фазиком – будет совсем другое дело. Чтобы получить качественный панч, каждому динамику нужно по 10 литров объёма и порт на 80 Гц (короткая трубка диаметром 5 см и длиной тоже 5 см).
Кстати, информация для размышления. Среднестатистическая дверь имеет объём 35-40 литров, а типичная "эстрадная" система строится как раз на 3-4 динамиках. Главное, хорошо укрепить двери и не забыть сделать порты по количеству динамиков.
Расчётная АЧХ при установке Oris GR-804 в ФИ корпус объёмом 10 литров с портом на 80 Гц (красная кривая – в салоне автомобиля, синяя кривая – работа на открытое пространство)
ИЗМЕРЕНИЯ ORIS AD-804
Зависимость импеданса от частоты для Oris AD-804
Измеренные параметры Oris AD-804:
- Fs (собственная резонансная частота) – 77 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 10,7 л
- Qms (механическая добротность) – 10,89
- Qes (электрическая добротность) – 0,46
- Qts (полная добротность) – 0,44
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 22 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,7 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,4 дБ
Эти динамики во многом похожи на GR-804 – обычная установка в двери тоже не полностью раскроет их потенциал. Вернее, они будут работать просто как хорошие среднечастотники.
АЧХ Oris AD-804 (по оси / под углом 30 градусов / под углом 60 градусов) при работе в объёме 35 литров
Чтобы они работали как мидбасовые, им тоже нужны фазики. Объёмы – те же 10 литров на каждый динамик и порт на те же 80 Гц.
Расчётная АЧХ при установке Oris AD-804 в ФИ корпус объёмом 10 литров с портом на 80 Гц (красная кривая – в салоне автомобиля, синяя кривая – работа на открытое пространство)
ВЫВОДЫ
Однозначно все три динамика могут работать как мидбасовые. Но только при разных условиях. Подытожу коротко по каждому из них.
Oris PR-804 – недорогой динамик, который можно просто ставить в дверь без лишних заморочек. Он будет работать как нормальный мидбас при умеренных и слегка повышенных (по меркам адекватного человека) уровнях громкости. Иными словами, когда слушаете музыку внутри машины. Подрезка снизу – на 80-90 Гц (не меньше 12 дБ/октава). При желании хорошенько "навалить громкости" частоту среза нужно поднимать хотя бы до 150 Гц.
Oris GR-804 – более серьёзный динамик, больше соответствующий настоящим сценическим мониторам. Как и полагается, для нормальной работы в мидбасовом диапазоне требует фазоинверторного оформления. Объём из расчёта 10 литров на каждый динамик и порты на 80 Гц (5 см в диаметре и длиной 5 см) – и будет вам отличный панч. Настройка ФВЧ – порядка 100 Гц.
Oris AD-804 – динамик, конструктивно ещё больше адаптированный для работы на больших уровнях громкости. Имеет более правильный тональный баланс. Требования к оформлению аналогичны GR-804 – это фазоинверторы. Как вариант, по 4 динамика на каждую дверь и 4 небольших порта – получится чумовой панч. Настройка ФВЧ – порядка 100 Гц.
Все три динамика не требуют лишних заморочек при стыковке с твитерами – естественный спад АЧХ по верху уже создаёт эффект включенного ФНЧ. Всё, что остаётся – это "пристыковать" к ним твитеры. В поканалке их можно "подрезать" снизу на 6-7 кГц, а если твитер будет подключаться просто параллельно мидбасу, то самое то будет через конденсатор 3,3 мкФ (для твитеров 4-6 Ом). Такая настройка даст относительно ровное звучание без назойливой крикливости, но с хорошим запасом громкости.