Общая концепция для разных калибров

4 июня 2024
Общая концепция для разных калибров
4 июня 2024

Строить аудиосистему можно по-разному. Одни не заморачиваются и смотрят в сторону готовых решений, другие собирают всё поэлементно. Поэтому спрос есть не только на готовые комплекты акустики, но и на отдельные динамики. Причём, как показывает практика, и в дорогом, и в доступном ценовых сегментах.


Сегодня в лаборатории – две модели мидбасовых динамиков, которые можно приобрести отдельно – Oris JB-65SW (6,5 дюймов) и Oris JB-80SW (8 дюймов). Цены – умеренные: на момент теста, соответственно, 6000 и 7000 рублей за пару (но вообще, их можно купить и штуками тоже).


С прежней версией 6,5-дюймовых динамиков я уже имел дело, они входят в компонентный комплект Oris JB-65S – это одна из популярных моделей в линейке акустики Oris Electronics. Сейчас они немного изменились, отличия новой модификации отмечу по ходу дела. А вот 8-дюймовые JB-80SW появились в модельном ряду относительно недавно.


17769.jpg



ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ


Динамики построены по принципу – всё по делу, ничего лишнего. Поставляются без грилей, поскольку в большинстве случаев ставятся в штатные места, и те оказываются невостребованными.


17748.jpg


17747.jpg


Корзины – стальные штампованные. Приятная и полезная мелочь – уже подклеенные уплотнительные прокладки с нижней стороны фланца. Монтажная глубина Oris JB-65S – 6,7 см, а у Oris JB-80S – 7,8 см.


17750.jpg


17749.jpg


Главное отличие текущей версии 6,5-дюймовых динамиков относительно прежней – сейчас в них используются более долговечные резиновые подвесы вместо вспененного полиуретана. На характеристиках это тоже немного отразилось, но про измерения будет чуть дальше.


17752.jpg


У 8-дюймовых динамиков материал подвеса тот же – мягкая резина.


17751.jpg


Диффузоры в обеих моделях – целлюлоза с полимерным покрытием лицевой части. С тыльной стороны – более привычная «прессованная» фактура.


17756.jpg


17753.jpg


В серии Oris JAB есть относительно старая (но удачная и до сих пор востребованная) модель компонентной акустики JB-65Q со звуковой катушкой 1 дюйм. В своё время она нацеливалась на работу с маломощными усилителями или для подключения непосредственно к ГУ, что и обусловило выбор калибра.

Акустика JB-65S появилась чуть позже и предназначалась уже для работы с отдельными усилителями, поэтому построена на моторе с более крупной 1,5-дюймовой катушкой. Ну а JB-65SW – это, собственно, как раз и есть тот самый динамик из комплекта JB-65S.


17759.jpg


В 8-дюймовом JB-80SW тоже используется 1,5-дюймовая звуковая катушка.


17754.jpg


Но сами моторы всё же разные. Возросшая масса подвижной системы заставила немного изменить геометрию и применить более крупный магнит – у «восьмёрки» он диаметром 10 см, на 1 см больше, чем у 6,5-дюймовой модели.


17758.jpg



ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ


Коротко о концепции динамиков, она у обоих калибров близкая. Подвижные системы не самые лёгкие (у 6,5-дюймовой модели на самом деле ближе к среднестатистической для этого калибра, а вот у 8-дюймовой – действительно не из лёгких), моторы, соответственно, тоже не хлюпики. Причём добротность могла бы получиться ниже, но доведена до «дверных» значений кольцами Фарадея (об их присутствии говорит поведение импедансной кривой с ростом частоты). Получилось вполне сбалансированно.

Жёсткость центрирующих шайб выбрана ровно такой, чтобы «подстраховать» от раннего превышения хода, но при этом не задрать резонансную частоту высоко. Значения Fs здесь действительно невысокие, а с таким сочетанием добротностей динамики оказались способны неплохо басить (что и прослушивание тоже подтвердило).


17761.jpg


Измеренные параметры Oris Element JB-65SW:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 9,5 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,16
  • Qes (электрическая добротность) – 0,84
  • Qts (полная добротность) – 0,72
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,2 дБ


17765.jpg


Измеренные параметры Oris Element JB-80SW:


  • Fs (собственная резонансная частота) – 43 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 29 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,23
  • Qes (электрическая добротность) – 0,69
  • Qts (полная добротность) – 0,64
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 28 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,4 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,4 дБ


АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ ORIS JB-65SW


По сравнению с упомянутой прежней версией, казалось бы, всего лишь иной верхний подвес, но на работе динамика это сказалось заметно. Причина очевидна – изменился характер воздействия на края диффузора и, соответственно, механические напряжения в самом конусе диффузора теперь тоже распространяются иначе.


17768.jpg


17762.jpg


Если в прежней версии наблюдался резонанс в районе 1,5-2 кГц, сопровождающийся «съеданием» отдачи на этих частотах (лёгкий провал в АЧХ и ступенька на ФЧХ), то сейчас характеристики стали ровнее. Какой-то небольшой перепад в этой области остался, но особой погоды он теперь не делает.

Правда, стал более заметен горбик на верхнем краю рабочего диапазона, но уже с лёгким разворотом динамика он уходит, да и настройкой кроссовера, в случае необходимости, нивелируется легко.

Гармонические искажения, как обычно, подрастают с понижением частоты, но плавно, а потому никакого криминала в этом нет. В любом случае примерно Герц от 60 эти динамики играют полноценно и с достаточным перегрузочным запасом.


17760.jpg


АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ ORIS JB-80SW?


В 8-дюймовой модели прослеживается родство с 6,5-дюймовой – динамики показывают очень близкое поведение. Разве что забираются заметно глубже в басовую область. Процессы в диффузоре, происходящие выше 2 кГц, более заметны (оно и понятно, диффузор-то крупнее), но к откровенной ломке это ещё не приводит. Разве что немного накладывается проявление направленности динамика на этих частотах, что для 8-дюймового калибра вполне естественно.


17767.jpg

17766.jpg


Применение более крупного и сильного мотора, нежели в 6,5-дюймовой модели, дало свои результаты. В конце концов, способность басить обеспечивается не только механическими параметрами (свойствами подвижки и подвесов), но и мотором, который должен позволять усилителю с справляться с динамиком.

По факту «усиление» мотора по сравнению с 6,5-дюймовой моделью не просто сохранило контролируемость динамика, получилось даже немного лучше – КГИ почти не растёт с понижением частоты. Проще говоря, динамик умеет играть глубже, его можно стыковать с сабом на более низких частотах (а в иных случаях и без саба обойтись).


17764.jpg

КАКОГО ЗВУЧАНИЯ ОЖИДАТЬ, И КАК "ГОТОВИТЬ"?


Oris JB-65SW. Динамики басовитые, на НЧ звучат основательно, уверенно. На ритмичной музыке удар плотный, но без жёсткости. Ограничения при выборе сабвуфера – в пределах здравого смысла, динамики состыкуются почти с любым «гражданским» 10- или 12-дюймовым сабом.

Наиболее информативный среднечастотный диапазон передаётся ровно, без выкрикивания отдельных звуков или яркости – на слух ложится комфортно. Горбик на АЧХ в районе 4-5 кГц заметен, только если направить динамики «в лоб» (учтите, если будете оценивать звучание в магазине на стенде), но даже при небольшом развороте уходит и особо не проявляется.

При стыковке с твитерами есть свобода, при желании динамики можно и вовсе не подрезать сверху по частоте, обходясь естественным спадом. Либо можно обойтись фильтрами невысоких порядков.

Oris JB-80SW. Вот тут динамики не просто басовитые, в иных случаях позволяют обойтись и вовсе без сабвуфера. По крайней мере, если нет задачи растрясти машину и порвать сварные швы, то на нормальной музыке баса хватит даже с запасом. Единственное условие – обеспечить им нормальные посадочные места. Оставив двери неподготовленными, вы просто получите «жестяное» гудение, и динамики, как понимаете, будут тут совсем ни при чём.

В среднечастотном диапазоне играют ровненько, и опять же, все артефакты АЧХ на верхнем краю диапазона благополучно сходят на нет с разворотом динамиков (а в машине они в любом случае видны под углами, так что всё нормально). Возросшая масса подвижки чувствуется, хотя совсем уж «тёмным» звучание на СЧ не становится, и стыковать JB-80SW с твитерами в 2-полосную систему вполне реально.


КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?


Доступный рабочий вариант для тех, кто подбирает динамики с басовитым звучанием. Лучше всего раскроют свой потенциал в системах с отдельными усилителями или «процеусями» (от ГУ тоже работать будут, просто полностью своих возможностей не покажут). Обе модели можно использовать как в 3-полосных, так и в 2-полосных системах. При типичной автомобильной установке, когда динамики видны под углами, показывают ровное звучание в СЧ области и легко стыкуются с твитерами фильтрами невысоких порядков.


Достоинства


  • Басовитые, не накладывают ограничений на выбор сабвуфера
  • Ровное звучание в СЧ диапазоне, без резкости и крикливости
  • Предсказуемы при настройке стыка с твитерами


Недостатки


  • С учётом цены и задач существенных недостатков не обнаружено


Блог Carmus, 03.06.2024